Программа льготного кредитования строительства гостиниц будет увеличена в два раза. «Президент дал поручение, чтобы мы расширили эту программу, и мы рассчитываем еще на 20 тысяч номеров», - заявил министр экономразвития РФ Максим Решетников. Из важных изменений - бизнес может выбирать кредитную организацию с более выгодными условиями рефинансирования. В 2023 году выделено свыше 5 млрд руб. на субсидирование ставки по кредитам, выданным на строительство или реконструкцию гостиниц.
Профицит кадров прошлого года к июлю 2023-го сменился дефицитом. Число вакансий в России выросло в два раза, подсчитали в Coffee Like, «Авито Работа» и «Наймикс». Высокий спрос рестораторов на сотрудников заметили и другие сервисы и агентства. По данным SuperJob, вакансий на рынке стало на 17% больше, по оценке ProPersonnel — на 45%. Число соискателей сократилось на 7–12%. Участники рынка объясняют это усиливающейся конкуренцией со стороны госсектора и ВПК, снижением потока трудовых мигрантов. Дефицит персонала уже вынудил рестораторов поднять зарплаты.
С января по июнь 2023 г. в российских гостиницах проживали порядка 35 млн чел. По сравнению с первым полугодием 2022 г. показатель вырос на 13%. Росстат отмечает, что большинство проживающих в гостиницах (97%) - граждане России. Иностранных туристов было 1,28 млн чел., на 3% меньше, чем в первом полугодии 2022 г. В первой половине 2019 г. у нас в гостиницах проживали 4,4 млн иностранцев. Всего за первое полугодие этого года гости провели в отелях 135,3 млн ночей. Показатель вырос на 12.6% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. и на 23.3% - с 2019 г.
Оборот рынка доставки готовых рационов питания и наборов для приготовления блюд в этом году может сократиться на 1% вместо ожидаемого роста на 5–15%. Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров объясняет это фокусом игроков на развитие бюджетных линеек. Performance Group запустила линейку по цене от 9,9 тыс. руб./мес. Grow Food начал развивать отдельный бренд низкой ценовой категории «ПриЕм» с доставкой питания от 9,9 тыс. руб./мес. По оценкам Infoline, во втором квартале 2023 года общая выручка сервисов сократилась на 18,2% год к году.